Ангар – это функциональное строение для сборки, хранения, обслуживания, ремонта крупной техники. Также их сооружают для хранения разнообразной продукции, в том числе сельскохозяйственной. В зависимости от области применения ангары могут различаться. Но в любом случае конструкция должна быть надежной, быстровозводимой, нетребовательной в обслуживании.
Ангар представляет собой лаконичное сооружение из опор и обшивки. Основное требование – наличие внутри большого свободного пространства. Прообразы современных ангаров – сараи, загоны для скота. Первый ангар для самолета соорудили братья Райт, их творение отличалось от обычного сарая только очень широким проходом. Спустя 100 лет появились крупные логистические центры, склады, производственные, промышленные ангары, где размещается оборудование, конструкции для наземной и воздушной техники. Ангары в животноводческой или аграрной промышленности оснащаются специальным оборудованием для создания микроклимата. А строения для организации рынков или занятий спортом должны иметь определенную эстетику.
Опоры изготавливают из следующих материалов:
- Древесина. Деревянные ангары практичны, хотя чувствительны к погодным условиям. Их возводят из бруса с сечением не меньше 10 см. Крыша обычно двускатная, места узлов скрепляют металло-зубчатыми пластинами, благодаря чему достигается свободный пролет до 30 метров. Обшивку обычно выполняют из спрессованных из стружки плит OSB. Минус – недолговечность, необходимость ремонта. Но их возводят для потребностей сельского хозяйства, небольших производств и складов. Они легкие, уютные, эстетично смотрятся.
- Металл. Очень практичен, прочен и устойчив. Срок службы в зависимости от типа ангара – до 50-100 лет. Металл применяется для возведения каркасов и обшивки. Из древесины можно возвести только прямостенные конструкции, благодаря металлу широко распространились другие, более экономичные формы: арочные, полигональные и шатровые. Арочные шириной до 8 метров можно изготовить из цельных профильных труб. По затратам строительного материала арочный – самый дешевый. Полигональные имеют угловатую форму и позволяют варьировать пропорции помещения, получая высокие и сравнительно узкие, либо приземистые и широкие. Шатровые имеют наклонные стены и двускатную крышу. Каркасы обшивают металлом, но возможно использование сэндвич-панелей, пластиковых листов и других материалов.
Число видов обшивки исчисляется десятками. Характеристики двух популярных материалов:
- Сэндвич-панели. Их используют для строительства теплых ангаров, в которых круглый год работают люди или хранятся товары, чувствительные к низким температурам. Сэндвич-панели представляют собой трехслойные плиты с утеплителем из минеральной ваты, пенополиуретана или стекловолокна. Их закрепляют на металлических или деревянных каркасах. Наружные стены дополнительно обшивают фанерой, ДСП, плитами OSB. Ангарам этого типа легко придать менее «техничный» вид, и вписать в любой комплекс зданий, благодаря окраске поверхности и размещению элементов фирменного стиля.
- Профилированный лист. Первоначально использовался для обшивки только угловых сооружений. Но с появлением гнутого профнастила появилась возможность оформлять им более сложные строения: арочные, сводчатые. Его изготавливают методом холодной прокатки. Для защиты от коррозии подвергают оцинкованию, глянцуют защитно-декоративными полимерами: пластизолом, пуралом или PVDF.
Металлические быстровозводимые ангары бывают двух типов:
- Каркасные. Предполагают монтаж каркаса из металлических элементов: квадратные и прямоугольные профильные трубы, двутавры, швеллеры, уголки. Затем каркас обшивают профилем или сэндвич-панелями. Время на строительство – не больше 25 дней, для сооружений небольшой площади — до 2 недель. Устойчивы, надежны. Срок службы – до 30-40 лет.
- Бескаркасные. Изготавливаются из профлиста. Листы нарезают полосами необходимой длины, потом придают им арочную форму, сшивают при помощи автоматической машинки. Швы водопроницаемые. На выходе – монолитная конструкция, которую устанавливают на место при помощи крана. Время возведения сооружения – до 2 недель. Из-за отсутствия опор срок их службы – 10-15 лет. Требуют точного расчета ветровой и снеговой нагрузки для конкретного климата.
Каркасные ангары также делятся на два вида:
- Каркасно-арочные. Они состоят из основания, металлокаркаса, обшивки из профлиста. Их оборудуют распашными или подъемно-секционными воротами. Металлический каркас – это дугобразные сварные фермы, соединённые прогонами, изготавливаются из стальных профильных труб. Покрываются защитным цинкосодержащим покрытием для защиты стали от коррозии. Обшивка может быть различной, самые быстрые и легкие модели ангаров обшиваются оцинкованным профлистом толщиной 0,45 мм.
- Каркасно-тентовые. Из оцинкованного металла изготавливается только костяк здания, обычно сборный, в качестве покрытия используется плотная водонепроницаемая ткань из поливинилхлорида. Благодаря способности ПВХ пропускать свет, они не требуют работы искусственного освещение в течение дня.
Арочные и тентовые ангары одинаково широко применяются. В них устраивают склады, офисы, мастерские, автостоянки, гаражи, подсобные и производственные помещения.
Преимущества быстровозводимых ангаров
Металлические конструкции надежны и удовлетворяют практически все потребности разных отраслей промышленности или частных хозяйств. Все плюсы:
- Доступны по цене. Сравнительно высокая цена может складываться, если заказчик высказывает особые пожелания к материалам, либо требуется дополнительное оборудование или утепление.
- Выдерживают снеговые и ветровые нагрузки. Бескаркасным установкам приписывают неустойчивость, но это заблуждение. Качественные расчеты климатических нагрузок исключают опрокидывание.
- Возведение достаточно простого ленточного фундамента, сваи могут поставляться сразу в комплекте.
- Широкая область применения. Это могут быть складские, производственные, торговые, спортивные, досуговые сооружения.
- Их можно разместить в любом месте. На строительство быстровозводимого ангара площадью менее 1,5 тыс. кв. м. не требуется разрешительная документация, а при необходимости постройку легко разобрать и перенести в другое место.
- Могут быть холодными или утеплёнными. Допускают установку различного дополнительного оборудования: вентиляционные системы, отопление, электричество.
- Сжатые сроки возведения. Ангары небольшой или средней площади можно изготовить за 2 недели, крупные – за 3 недели.
- Их можно возводить в любое время года, в том числе зимой или в демисезон.
Бескаркасные ангары дешевле, быстрее строятся, практичны, но не так долговечны. Каркасные допускают обшивку различными материалами и легко превращаются в полноценные всесезонные помещения с нужными параметрами температуры, влажности, освещенности. Но процесс строительства будет более затратным.